Концепция создания основ велокультуры на базе велоцентров в регионах РФ по примеру пилотного проекта внедряемого в г. Москве

Концепция создания основ велокультуры на базе велоцентров в регионах РФ по примеру пилотного проекта внедряемого в г. Москве

Концепция создания основ велокультуры на базе велоцентров в регионах РФ по примеру пилотного проекта внедряемого в г. Москве

АВТОРЫ ПРОЕКТА:
Недоцук Юрий Иванович. Российский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), преподаватель. Руководитель комиссии по ЗОЖ и массовому велоспорту Федерации велосипедного спорта России.
Ковылин Максим Михайлович. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ), кандидат педагогических наук, доцент. Заслуженный тренер России, тренер высшей категории.
Кучерявый Юрий Андреевич. Федерация велосипедного спорта России. Вице-президент ФВСР. Заслуженный тренер России.

Введение. В данном проекте изучается вопрос создания комплексной велоинфраструктуры. Велоинфраструктура включает в себя велоцентр и велоклубы-проводники велокультуры, которые работают совместно с дошкольными учреждениями, общеобразовательными школами и центрами социального обслуживания. В сочетании с инновационным методическим обеспечением они могут эффективно решать проблему дефицита двигательной активности детей и молодежи и приобщать их к здоровому образу жизни, а также способствуют социальной и физической реабилитации лиц с ограниченной жизнедеятельностью.
Создание основ велокультуры невозможно в отрыве от комплексного развития велоинфраструктуры. Поэтому необходимо пояснить некоторые узловые моменты, которые позволят достаточно ясно понять суть данной проблемы.
Комплексная велоинфраструктура включает в себя следующие структурные компоненты:
1. Велоцентры, СДЮСШОР по велоспорту, велосипедные и велотуристические клубы, организации развивающие различные мускульные биотранспортные средства, центры социального обеспечения лиц с ограниченной жизнедеятельностью (ЦСО).
2. Международные и междугородние велотрассы, соединяющие между собой города и другие страны, объединенные в единую международную сеть велотрасс.
3. Внутригородские велодорожки, соединяющие между собой жилые зоны, школы, лесопарки, велоцентры, узловые пересадочные станции метро.
4. Специальные велодромы и велотрассы для проведения тренировок и соревнований по различным дисциплинам велоспорта и различным мускульным биотранспортным средствам, лыжероллерные трассы и рекреационные велодорожки.
5. Велопрокатные пункты, велопарковки, предприятия по ремонту и обслуживанию велотранспортных средств.
Комиссия по развитию массового велоспорта при Федерации велосипедного спорта России (далее по тексту ФВСР), кафедра теории и методики велосипедного спорта РГУФКСиТ и ряд общественных организаций при поддержке комитета по ФК и С при Государственной Думе РФ ставят своей задачей создание комплексной велоинфраструктуры в городах РФ на основе пилотного проекта, который будет осуществлен в одном из округов г. Москвы.
Силами ФВСР и общественными организациями была проведена большая работа, в результате которой в Генеральный план развития города Москвы был внесен пункт №3.6.7. – «Велосипедный транспорт» о строительстве велосипедных дорожек. Также правительство Москвы выделило средства на создание велопарковок и закончит их строительство в 2010 году. Вся эта работа с учетом коммерческого проекта по строительству 120 бесплатных прокатных пунктов в г. Москве создает стройную систему, в которую в ближайшее время будет включен ее главный компонент – ВЕЛОЦЕНТР, открываемый на кафедре теории и методики велосипедного спорта РГУФКСиТ. Он будет осуществлять научно-методическое обеспечение велоклубов, создаваемых при общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях и центрах социального обслуживания лиц с ограниченной жизнедеятельностью (ЦСО).
При слаженной работе велоинфраструктуры сохраняется экология города и его природное окружение, создаётся комфортная среда для жителей, которая способствует сохранению здоровья, растёт физическая активность населения. Люди приобщаются к ЗОЖ, тем самым повышается их качество жизни. Велосипед по своей сути наиболее гуманное и приспособленное к природе человека транспортное средство, благоприятно воспринимаемое всем обществом.
Велоклубы в этой комплексной велоинфраструктуре являются важнейшим компонентом, так как на них возложена задача по приобщению населения к здоровому образу жизни, повышению его физической активности и улучшению качества жизни посредством велосипеда.
По данным ассоциации содействия международному движению “Спорт для всех” (TAFISA) велоспорт занимает одно из ведущих мест среди самых популярных и массовых видов спорта в мире. Но так как велосипед одновременно является тренировочным снарядом и транспортным средством, то с ним не может соперничать ни один из видов спорта, занимающий более высокое место в этом списке, составленным авторитетным международным органом. Люди начинают понимать: чтобы бороться с гиподинамией, надо пересаживаться на велосипед. Велосипед способен принести нашему здоровью невероятную пользу! Езда на нём - это, прежде всего, отличная аэробная нагрузка. Катаясь на велосипеде, вы укрепляете мышцы ног, избавляетесь от лишнего веса, улучшаете работу сердечнососудистой и дыхательной систем, повышаете выносливость и улучшаете координацию.
Из этого следует, что создание велоцентров является приоритетным и эффективным средством для массового приобщения людей к велодвижению.
Цель всех Федеральных программ состоит в том, чтобы сформировать здоровое и физически крепкое общество посредством систематических занятий ФК и спортом. Но как конкретно решать эти задачи, в этих программах не сказано.
Велоклубы, входящие как структурные единицы в состав комплексной велоинфраструктуры, с успехом справятся с подобными задачами, так как предлагаемые нами спортивно-инновационные технологии, касаются непосредственно детей, подростков и молодёжи и способны в короткие сроки сделать их физическое воспитание более привлекательным и, самое главное, более эффективным.
Велоцентры позволят скоординировать работу ЦСО, школ, детских садов и направить ее в спортивно-оздоровительное русло через занятия массовым велоспортом, велотуризмом и другими циклическими и игровыми видами спорта, популярными среди детей и молодежи. Такая разносторонняя подготовка возможна лишь в велоспорте, где специализация начинается гораздо позже, чем в других видах спорта. Учебные программы велоклубов будут адаптированы к работе с детьми различных возрастных групп и не будут ориентированы на узкую специализацию для достижения высоких спортивных результатов по велоспорту. Это позволит сформировать у воспитанников широкий спектр различных физических качеств, соответственно развить функциональные возможности организма, что явится неким гарантом здоровья. Это устранит тот дефицит двигательной активности, необходимый детям и молодежи для их сбалансированного развития и отсутствующий в школьной программе.
Многогранность спортивных и организационных возможностей велоклубов также позволят своевременно выявлять спортивно-одаренных учащихся в различных циклических видах спорта, и предоставит им право перехода в специализированные СДЮСШОР или возможность до окончания школы продолжать заниматься в спортивно-оздоровительных группах.
Велодорожки, соединяющие школы и жилые зоны, дадут возможность учащимся использовать велосипед не только как тренировочный снаряд, но и как доступное и неприхотливое транспортное средство, тем самым позволит им многократно увеличивать свою мобильность. Комплексная программа велоклубов совместно со школой способна сформировать в сознании детей устойчивую потребность ведения здорового образа жизни, основанных на духовных принципах, что является одним из главных компонентов истинного здоровья человека, и создаст устойчивую благоприятную среду для воспитания будущих поколений на основе уже сложившихся в обществе спортивных традиций.
На наш взгляд, без активного продвижения идей велокультуры немыслимо создать полноценного массового спортивного движения в России, так как велосипедом пользуется подавляющее количество людей по всей стране, как в сельской местности, так и в крупных городах. Активно развивать велодвижение возможно лишь при наличии сети велоклубов, где в полной мере можно проводить обучение, пропаганду, агитацию и практические занятия по внедрению в сознание людей идей велокультуры.
Воспитанники велоцентров, прошедшие путь практического обучения и впитавшие в свое сознание ту дружественную атмосферу взаимоотношений, которая свойственна коллективу велосипедистов, тренирующихся совместно в сложных погодных условиях, где без взаимной поддержки не обойтись, развивают в себе и определённые нравственные качества. Когда сильный гонщик позволяет своему слабому сопернику в период гонки «отсидеться у себя на колесе» и отдохнуть, то в эти минуты как раз и проявляются все лучшие качества человека, без которых немыслимо обойтись в велосипедной среде. Известно негласное правило среди выдающихся велосипедистов-профессионалов, когда ушедшие в отрыв велогонщики ждут своего соперника, у которого во время гонки произошла техническая неисправность велосипеда, и ему потребовалось время для её устранения. Поэтому велоспорт как никакой другой вид спорта формирует не только физическое совершенствование человека, но и активно развивает его духовный облик. Вот из таких уже глубоко мотивированных спортсменов в дальнейшем и должны пополниться ряды активных сторонников велодвижения, способных своим примером положительно влиять на наше общество.
Надо четко понимать, что первичным звеном в этом деле является не материальная сторона, не количество построенных спортивных объектов и велодорожек, а то, что творится в головах людей, их отношение к происходящим процессам, их мировоззрение. За примерами провальных программ, которые государство пыталось неоднократно проводить в стране, ходить далеко не надо. В недалеком советском прошлом было построено огромное количество всевозможных спортивных сооружений, но конечная цель не была достигнута. Государство так и не смогло организовать в стране настоящего массового спортивного движения. И это произошло не из-за нехватки средств или недостатка спортивных сооружений, а от отсутствия духовной составляющей в мотивациях при занятии спортом. Поэтому в продвижении своих идей по созданию массового велодвижения мы в своей идеологии должны учитывать ошибки наших предшественников. А велокультура в этом деле будет служить нам эффективным инструментом в достижении поставленной цели.
Велоклубы необходимы для того, чтобы в сознании людей формировать устойчивую мотивацию ведения здорового образа жизни. А уже из этих людей и будет формироваться массовое физкультурное движение, сознательно использующее различные мускульные биотранспортные средства, не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду. Без определенного минимума знаний и глубокого духовного понимания смысла жизни очень трудно сформировать в сознании людей устойчивую мотивацию, так как она требует от человека соблюдения неких норм и правил, которые ограничивают его в обыденной жизни. Поэтому только те мотивации, которые основаны на духовных принципах, остаются неизменными на протяжении всей жизни человека и приносят ему ощутимую пользу.
Изобретение велосипеда повлекло за собой формирование некой субкультуры, но она с бурным развитием велосипеда стала активно развиваться и уже в 18 веке стала приобретать черты самостоятельной и полноценной велокультуры. Ее технические компоненты в начале 19 века повлияли на бурное развитие всей промышленности, которая в огромном количестве стала выпускать велосипеды, применяя для этого новейшие достижения в тех отраслях науки, которые непосредственно связаны с производством велотехники и сопутствующим ее компонентов. Многие технологии металлообработки, разработанные для производства, как велосипедных рам, так и других частей велосипедов, впоследствии использовались в производстве автомобилей и самолётов.
Производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта.
Многие автомобильные фирмы, созданные в начале XX века, начинали свое существование как велосипедные. Общество велосипедистов добивалось улучшения качества дорог. Лига «Американских любителей колёсного транспорта» в конце XIX века в США возглавляла и финансировала «Движение за хорошие дороги».
Улучшение качества дорог также ускорило развитие автомобилестроения. Социальную значимость велокультуры трудно переоценить, так как она еще в 1800 годах сыграла значимую роль в эмансипации женщин. При езде на велосипеде женщины стали применять шаровары, что помогло освободить женщин от корсетов и другой сковывающей одежды. Женщины обрели беспрецедентную мобильность. Знаменитая американская суфражистка Сюзан Энтони (1826—1906) заявила 2 февраля 1896 г. в интервью газете «New York World»:
- Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем всё остальное вместе взятое. Он даёт женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце моё наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде… это зрелище свободной, неугнетённой женщины.
Велосипеды позволили сельским жителям чаще ездить в соседние деревни и города, благодаря чему участились браки между жителями разных населённых пунктов. Это улучшило генетическое здоровье населения.
Велосипеды уменьшили скученность в городах, позволив рабочим и служащим жить в пригородах, относительно далеко от места работы.
В наше время велокультура, как живой организм, претерпела ряд позитивных преобразований. Из субкультуры, как части физической культуры, она выделилась и стала вполне самостоятельной, вобрала в себя не только совокупность неких ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, но и расширила свои границы на принципах гуманизма в сферах материальной, социальной и духовной деятельности человека. Велокультура в нынешних условиях становится одним из мостиков, через который человек способен благоприятно влиять на развитие нынешней антропогенной цивилизации в плане придания ей более одухотворенных свойств.
В двадцатом веке цивилизация в большей степени черпала из культуры ее технические компоненты, а не духовные, и это создало огромный дисбаланс, который негативно повлиял на ее развитие. Поэтому государства должны, в первую очередь, продвигать и развивать те технические и социальные технологии, которые основаны на духовных принципах. Они не позволят нашей цивилизации скатиться в пропасть. Ведь духовность - это особая деятельность сознания, направленная на постижение смысла жизни и ее целей. Духовно благополучным можно считать лишь тот тип деятельности, который соответствует общечеловеческим заповедям, закреплённым народной мудростью, для оптимального существования человека и общества. Противоположные мотивы деятельности относятся к сфере духовного неблагополучия. А они в настоящий момент преобладают в сознании наших людей и их практической деятельности. Поэтому пропагандируемая нами велокультура по своему духовному содержанию способна предложить нашему обществу гуманные инновационные социальные технологии, способные создать комфортную среду обитания человека без ущерба для экологии.
Такие социальные технологии с успехом были осуществлены в ряде европейских стран. Так, Дания за короткий промежуток времени посредством велокультуры смогла поменять в лучшую сторону весь жизненный уклад целой страны, направив ее развитие в созидательное русло. В Европе стало престижно развивать в городе велосипедную культуру, поскольку это значительная часть положительного образа жизни города.
Опыт Дании и Голландии показал, что в результате внедрения велокультуры только заболеваемость населения снизилась на 40%. И это не единственный и не главный показатель положительного влияния велокультуры на общество.
Выводы. Социальный проект, направленный на построение комплексной велоинфраструктуры, способен создать в стране посредством велокультуры комфортную среду обитания человека без ущерба для экологии, поменять в лучшую сторону жизненный уклад города, приобщить людей к ЗОЖ и снизить заболеваемость населения.



Sportedu: vKontakte Sportedu: Facebook Follow sportedu_ru: Twitter Sportedu: YouTube


Rambler's Top100