ИНФОРМАЦИЯ

Велосипедный спорт в РГУФКСиТ – традиции и инновации. В Москве, в районе Северного Измайлова, на Сиреневом бульваре, на территории в 64 га раскинулись учебные здания и спортивные сооружения Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. На этой обширной территории расположен один из основных корпусов университета - спортивный, площадью 19651,4 кв.м. Именно здесь готовят тренеров-специалистов и управленцев для работы в сфере велосипедного спорта. В связи с молниеносным развитием велосипедного спорта, а также новых экстремальных дисциплин велосипедного спорта в нашей стране возникла проблема нехватки соответствующего кадрового потенциала для работы в сфере велосипедного спорта. О работе кафедры теории и методики велосипедного спорта мы узнаем из интервью ректора РГУФКСиТ А.Н. Блеера и заведующего кафедрой теории и методики велосипедного спорта М.М. Ковылина ведущему редактору велосипедного журнала «PRO VELO» Николаю Парилину. Александр Николаевич, я знаю, что Вы очень много уделяете внимания развитию велосипедного спорта в вашем университете. Чем вызван такой интерес? - Как Вы знаете, велосипедный спорт является одним из медалеемких видов спорта, представленных в программе летних Олимпийских игр. Мы выполняем государственный заказ по подготовке специалистов высочайшего класса в сфере велосипедного спорта, которые на сегодняшний день являются дефицитным товаром на рынке труда. Александр Николаевич Вы сами катаетесь на велосипеде? - Да обязательно. В осенне-зимний период три раза в неделю тренируюсь на велосипедном тренажере, а в весенне-летний период выезжаем в близлежащий парк культуры и отдыха «Измайлово» вместе с Максимом Михайловичем. Он проводит со мной индивидуальные тренировки по овладению техникой езды на горном велосипеде. Также думаем в ближайшем будущем организовать велопробег с участием преподавателей и студентов университета. Александр Николаевич расскажите о материально-технической базе университета. Могут ли студенты кафедры теории и методики велосипедного спорта пользоваться во внеучебное время спортивными сооружениями университета для разностороннего развития своих физических качеств? - Да мы даем возможность студентам кафедры заниматься различными видами спорта во внеучебное время. Ведь это не только воспитывает физические качества, но и закаляет коллективный дух. На подобных внеучебных занятиях встречаются студенты различных специализаций, где они обмениваются своими достижениями, проблемами и т.д. В спортивном корпусе располагаются основные помещения для занятий различными видами спорта. Это легкоатлетический манеж с 200-метровой беговой дорожкой (по кругу), секторами для прыжков (в длину, тройным, в высоту, с шестом) и толкания ядра, 4-дорожечной "прямой" для бега на 100 м и 110 м с барьерами. В манеже возможно также проведение тренировок метателей диска с использованием защитных сеток. В этом же корпусе два зала для занятий боксом и кикбоксингом, 3 зала для занятий различными видами борьбы, 2 зала для тяжелой атлетики, гиревого спорта и атлетической гимнастики, 3 зала приспособлены для акробатики, спортивной и художественной гимнастики, для музыкально-ритмических видов гимнастики, баскетбольный зал. Кроме того, в корпусе расположены зал тенниса и настольного тенниса, зал фехтования, зал для занятий футболом и ручным мячом, волейбольный зал с двумя игровыми площадками, 3 стрелковых тира для пулевой стрельбы на дистанции 50, 25 м. Все перечисленные залы имеют вспомогательные помещения: раздевалки, душевые, туалетные комнаты, кладовки, помещения для преподавателей. Все они обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем для занятий тем или иным видом спорта. Залы борьбы, бокса, тяжелой атлетики и некоторые другие оснащены разнообразными тренажерами. Половина спортивных залов имеют бани-сауны. Кроме того, в университете имеются специализированные залы для занятий шейпингом, армрестлингом, тренажерные залы для велосипедистов, автоспортсменов, зал для физической реабилитации человека, оснащенный специальными тренажерами и различными приспособлениями. На территории университета располагаются спортивно-зрелищный комплекс с искусственной ледовой ареной для игры в хоккей с шайбой и фигурного катания и киноконцертным залом на 4,5 тыс. мест. В этом же здании помещается плавательный бассейн с ванной для прыжков в воду и игры в водное поло, а также учебной ванной (глубиной не более 1,3 м). В бассейне имеются 2 специализированных зала для тренировки прыгунов в воду (с батутами и поролоновыми ямами) и зал для тренировки пловцов на суше. Университету принадлежат открытые теннисные корты с 10 игровыми площадками c грунтовым покрытием. Построены 4 крытых теннисных корта с залом для общей физической подготовки, площадкой для базовой подготовки, помещениями для реабилитационных процедур и вспомогательными службами. Александр Николаевич, какую культурно-массовую работу Вы проводите со студентами университета? - В нашем университете социально-воспитательная работа стоит на первом месте. Целое управление занимается вопросами социально-воспитательного характера. Проводим регулярно встречи выпускников, различные вечеринки и праздники для студентов, КВН и т.д. А также каждые субботу и воскресенье компания «СпортУниверФитнес» и РГУФКСиТ проводит на базе Универсально-зрелищного комплекса РГУФКСиТ молодежные и студенческие дискотеки, которые будут проводиться нами в различных форматах. Они являются частью социально-ориентированной программы «Территория новой спортивной жизни». Цель данной программы — формирование положительного имиджа Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в частности, и Восточного Административного округа города Москвы, в целом, как территории активного и познавательного досуга, занятий спортом и физической культурой». Приглашаем всех желающих, посетить нашу спортивную дискотеку. Максим Михайлович расскажите подробнее о кафедре теории и методики велосипедного спорта. - С большим удовольствием! Данное направление после долгого испытания мне доверил Александр Николаевич в 2007 году. До этого долгое время кафедру возглавлял Андрей Анатольевич Захаров, который меня и рекомендовал на эту должность. На сегодняшний день он возглавляет Училище Олимпийского резерва №2, выпускником которого я являюсь. На нашей кафедре обучается 80 студентов на очном отделении и заочном отделении. На кафедре обучаются победители и призеры чемпионатов России, чемпионатов Европы, чемпионатов и кубков Мира. Из них студенты 1-го курса: МСМК И.А. Савицкий и МСМК В.В. Манаков, студенты 2-го курса МСМК М.В. Зубов и МСМК К.С. Куперасов в 2009 году стали рекордсменами и чемпионами Мира среди юниоров в командной гонке преследования. Студент 1-го курса МСМК К.А. Баранов призер чемпионата Европы-2009 года. Студентка 3-го курса МС С.С. Монькина призер Чемпионата Европы -2009 года по ВМХ-спорту. Студент 3-го курса Ю.В. Трофимов – Чемпион Мира по маунтинбайку. Призеры и победители чемпионатов Европы, кубков Мира студенты 4-го курса: МСМК С.Е. Васев, МСМК И.А. Ковалев, МСМК Е.А. Ковалев, МСМК Д.С. Дмитриев, МСМК Е.С. Романюта. Победители чемпионатов России в неолимпийских дисциплинах велосипедного спорта: Студент 4-го курса МС М.Б. Суханов (велотриал). Студенты 5-го курса МС А.С. Белевский и МС И.А. Шилин (велофристайл. Максим Михайлович являются ли выпускниками вашей кафедры победители и призеры Олимпийских игр? - Да конечно. С большим уважением мы относимся к этим людям. Олимпийский Чемпион ЗМС А.А. Кириченко и серебряный призер Олимпийских игр ЗМС Т.Р. Абасова. Александр Кириченко является консультантом нашей кафедры. Максим Михайлович расскажите о материально-технической базе вашей кафедры. - На нашей кафедре имеется все необходимое оборудование и инвентарь для проведения учебно-тренировочных занятий: велосипеды для всех дисциплин велосипедного спорта, велосипедная форма, современная веломастерская, современный тренажерный зал для занятий на велосипедных тренажерах, автомобиль, специально оборудованный для сопровождения велосипедистов на шоссе во время тренировок. В течении года университет арендует полотно велотрека, бокс для хранения велосипедов и ВМХ-велодром. Проводятся учебно-тренировочные сборы для студентов кафедры. Максим Михайлович назовите основные разделы программы дисциплины «Избранный вид спорта» по которому обучаются в течении пяти лет ваши студенты. - Программа теория и методика велосипедного спорта включает следующие разделы. Велосипедный спорт как олимпийский вид спорта и эффективное средство оздоровления населения. Тактическая подготовка велосипедиста-гонщика. Техническая подготовка велосипедиста-гонщика. Обучение технике передвижения на велосипеде, совершенствование технического мастерства. Основные положения правил соревнований по велосипедному спорту. Материально-техническое обеспечение в велосипедном спорте. Основы тренировки велосипедиста-гонщика. Спортивная тренировка как многолетний процесс. Основы научно-исследовательской деятельности. Обеспечение соревновательной деятельности велосипедистов-гонщиков высокой квалификации. Тренировка высококвалифицированных велосипедистов-гонщиков. Научно-методическая подготовка специалиста. Общий объем лекционных, семинарских включая практические и самостоятельные работы, составляет 1192 часов за весь период обучения. Максим Михайлович, какую цель Вы ставите перед собой при подготовке специалистов? - В первую очередь подготовить специалистов, владеющих системой современных научных знаний о закономерностях процессов обучения и тренировки, формах и методах организации, планирования и управления многолетней спортивной подготовкой в велосипедном спорте; формирование на основе глубоких знаний профессиональной практической готовности к самостоятельному, творческому решению воспитательных, оздоровительных, тренировочных задач в различных звеньях физкультурно-спортивной отрасли; обеспечение готовности к организации и управлению спортивной деятельностью, нацеленной на достижение талантливой молодежью высшего спортивного мастерства, и физкультурно-массовой работой по использованию велосипеда для оздоровления, разностороннего развития, закаливания человека, в том числе инвалида, на всех этапах его возрастного развития. - Максим Михайлович, каковы особенности изучаемого курса? Особенность изучаемого курса состоит в том, что акцент сделан на развитие творческих способностей и обеспечение готовности к реальной профессиональной практической деятельности, базирующейся на глубоком изучении биологических закономерностей адаптационных возможностей организма велосипедистов-гонщиков, включая велосипедистов-ветеранов и велосипедистов-инвалидов. Подчеркнута важность нравственно-духовного совершенствования человека в процессе велосипедной подготовки, которая социальна по своей сущности, характеризуется конкретным педагогическим содержанием и выраженной воспитательной направленностью. Освоение курса включает также подготовку к выполнению требований по профессиональной физической подготовке. Специфика данной дисциплины обусловлена еще и подготовкой выпускника к профессиональной деятельности в основном в естественных, в том числе неблагоприятных, иногда экстремальных природных условиях. Выполнение тематических комплексов профессионально-ориентированных практических заданий, в том числе проблемных, предусматривает широкое использование различной измерительной и вычислительной техники. Александр Николаевич мы знаем, что в вашем университете работают лучшие специалисты, занимающиеся научными разработками в области спорта. Как ведется работа в этом направлении? Да, Вы правы на сегодняшний день, наш университет имеет лучшую научно-исследовательскую базу. В структуре университета работают два научно-исследовательских института. НИИ спорта ведет научные разработки по следующим секторам: Сектор спортивной адаптологии ведет исследования с целью выявления целостных реакций организма спортсменов на соревновательные и тренировочные нагрузки. Для выявления целостных реакций используются математические модели систем и органов организма спортсменов. Сектор педагогической биомеханики ведет исследование биомеханической структуры движений прогрессирующей сложности и технической структуры движений прогрессирующей сложности. Сектор спортивной работоспособности. Основные направления научно-исследовательской деятельности. Биоэнергетические факторы спортивной работоспособности. Разрабатываемая тематика: биоэнергетический критерий спортивной работоспособности и срочной адаптации к воздействию применяемых средств и методов тренировки. Тесты и критерии спортивной работоспособности. Эргогенические средства в системе подготовки спортсменов высокой квалификации. Сектор технологий прогноза и развития одаренности в спорте. Фундаментальные проблемы прогноза одаренности к спортивной и экстремальной деятельности и психобиологические технологии ее развития». Сектор спортивной психологии. Психофизиологические резервы спортсменов, детерминирующие эффективность деятельности в экстремальных условиях. Сектор адаптации кровообращения. Сектор в основном занимается исследованием адаптивных эффектов взаимодействия сердца и сосудов у спортсменов при мышечной работе и восстановлении на базе специальных математических моделей и неинвазивных методов определения сократимости левого желудочка сердца и его сосудистой нагрузки. Исследования проводятся, в частности, для создания и совершенствования методов тестирования функционального состояния сердечно-сосудистой системы у спортсменов в рамках текущего и долгосрочного контроля результатов тренировочного процесса. Сектор спортивной кибернетики. Разработка концептуальных и математических моделей системы управления движениями с использованием гибридных интеллектуальных систем, имитирующих деятельность центральной нервной системы. Экспериментальное обоснование адекватности функционирования моделей. Сектор биомеханики двигательных действий и способностей. Изучение биомеханизмов строения и организации спортивных двигательных действий. Структура и содержание двигательных способностей и одаренности спортсменов. Изучение процессов электромеханического сопряжения в скелетных мышцах. Сектор антропологической стандартизации. Основополагающим научно-практическим направлением работы сектора являются вопросы и задачи, связанные с определением границ изменчивости, а также индивидуальной и групповой оценки основных морфофункциональных показателей физического развития и подготовленности спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации и этнорасовой принадлежности. Структура НИИ спортивной медицины: 1. Научно-организационный отдел, функциями которого являются координация научно-исследовательской и учебно-методической деятельности по проблемам спортивной медицины. 2. Отдел мониторинга физического развития населения, функциями которого являются разработка и внедрение физической подготовленности и физического развития населения и оптимизация подходов к не медикаментозной коррекции. 3. Лаборатория спортивной нутрицевтики, основными функциями которой являются внедрение современных научно-обоснованных методов коррекции энергетического обеспечения спортсменов в условиях интенсивной мышечной деятельности и восстановительном периоде. 4. Лаборатория фармакологии, основными функциями которой являются оптимизация применения лекарственных препаратов при экстремальных и соревновательных нагрузках и в постнагрузочном восстановлении спортсменов. 5. Лаборатория эпидемиологических исследований в области спортивной медицины, основными функциями которой являются внедрение методов клинического наблюдения и прогнозирования в практику спортивной медицины. 6. Лаборатория спортивной кардиологии, основными функциями которой являются разработка и внедрение современных методов диагностики сердечно-сосудистых заболеваний у спортсменов, научно-исследовательская и организационно-методическая работа по спортивной кардиологии. Александр Николаевич не так давно в прессе и на телевидении Вы выступали с презентацией мобильного научно-исследовательского комплекса на базе автобуса MAN-YUTONG ZK6129H. Данный комплекс принадлежит университету? Каким образом сборная команда России по велосипедному спорту может использовать такой мобильный научно-исследовательский комплекс на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях при подготовке к ответственным соревнованиям? - Да мобильный научно-исследовательский комплекс принадлежит университету. По вопросу графика использования данного мобильного научно-исследовательского комплекса необходимо связаться с директором НИИ спорта РГУФКСиТ. - Александр Николаевич опишите в двух словах назначение оборудования данного комплекса и задачи, которые позволяет решать использование оборудования? - Основное назначение данного комплекса заключается в проведение научно-исследовательских и реабилитационных работ в условиях проведения сборов и соревнований. Мобильный научно-исследовательский комплекс состоит из трех основных отсеков: лабораторных исследований, психофизиологической релаксации и функциональных исследований. Каждый отсек оснащен современным стационарным и телеметрическим научно-исследовательским оборудованием, позволяющим в кратчайшие сроки получить объективную информацию о психофизическом и функциональном состоянии различных систем организма спортсменов (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, мышечной и др.). К основным задачам комплекса относятся: 1) проведение оперативного комплексного контроля за функциональным состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, психофизическим состоянием спортсменов в тренировочных и соревновательных условиях; 2) осуществление сбора, анализа и интерпретации полученных данных и формирование базы данных о результатах научно-исследовательских работ с высококвалифицированными спортсменами; 3) подготовка практических рекомендаций для коррекции учебно-тренировочного процесса спортсменов на основе полученных данных; 4) выполнение восстановительных и реабилитационных мероприятий после экстремальных физических нагрузок. Максим Михайлович как Вы используете научно-методическую базу в своей профессиональной деятельности? - Специалисты НИИ спорта и НИИ спортивной медицины совместно с профессорско-преподавательским составом, аспирантами и студентами кафедры проводят экспериментальные исследования результатом которых, становятся диссертационные работы, научные статьи, выпускные квалификационные и курсовые работы. Александр Николаевич проводится ли на научно-исследовательской базе РГУФКСиТ работа со сборной командой России по велосипедному спорту. - К большому сожалению пока нет. Но мы надеемся, что руководство ФВСР поймет необходимость данного мероприятия, так как не одна велосипедная держава мира не достигала высоких спортивных побед на международной арене без поддержки науки. Александр Николаевич поддерживаете ли Вы связь с руководством ФВСР? - Да мы работаем с Максимом Михайловичем в налаживании связей с ФВСР. Максим Михайлович в чем выражается данная связь? - Вы понимаете для того, чтобы подготовить грамотного тренера и управленца в сфере велосипедного спорта мало обладать профессиональными теоретическими знаниями, в связи с этим я хотел бы, чтобы основной базой практики для моих студентов стала ФВСР, где студенты смогут не только научиться грамотному менеджменту, но и смогут принимать участие в международных соревнованиях в качестве тренеров и судей, только при таких условиях мы сможем за 5 лет подготовить специалиста, которого не нужно будет доучивать и переучивать. В этом должна быть прямая заинтересованность руководства ФВСР, в противном случае мы будем иметь хороших учителей физкультуры. Александр Николаевич, а как быть с тренерами, которые хотели бы повысить свой профессиональный уровень на базе университета? - Очень нужный вопрос. В университете работает Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. Повышение квалификации проводится с целью расширения теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов. Мы ждем всех желающих тренеров, которые работаю в сфере велосипедного спорта повысить свой профессиональный уровень. Максим Михайлович какое количество тренеров по велосипедному спорту являются на сегодняшний день слушателями института повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. - К моему большому сожалению, на сегодняшний день слушателем является один тренер СДЮШОР «Нагорная». Остальные, скорее всего не осознают значимости данного мероприятия. Считаю, что ФВСР должна разработать соответствующий регламент, который обяжет тренеров проходить переподготовку. В Федерации футбола и хоккея такой регламент уже разработан и приносит свои плоды более 10 лет. Например, в нашей отрасли преподаватель обязан повышать свой профессиональный уровень каждые пять лет, в противном случае ему не будет продлен контракт. Я за последние пять лет имею 4 диплома повышения квалификации по различным направлениям. Максим Михайлович по каким направлениям в университете работают диссертационные советы? - В РГУФКСиТ работают диссертационные советы по защитам кандидатских и докторских работ по специальностям: 13.00.04 - теория и методика физического воспитания; 01.02.08 – биомеханика; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Максим Михайлович многие тренеры жалуются на нехватку методической литературы по теории и методике спорта и спортивной тренировке? - В нашем университете такой проблемы не существует. Мы имеем крупнейшую Центральную отраслевую библиотеку по физической культуре и спорту Российской Федерации. Ее фонды насчитывают более 600 тыс. книг, брошюр, периодических изданий и неопубликованных документов. Библиотека располагает редкими архивными фондами, включая дореволюционные издания, прижизненные произведения выдающихся ученых. В библиотеке самый большой в России фонд диссертационных работ по физической культуре, спорту, а также смежным отраслям знаний. За последние 5 лет библиотека полностью автоматизировала процесс накопления, обработки и поиск информации. Все карточные каталоги переведены в электронный формат и представляют собой автоматизированную базу данных, содержащую библиографическую информацию, включающую в себя каталоги книг, статей, диссертаций и авторефератов. Библиотека ведет научную работу. Ее специалистами подготавливаются тематические указатели литературы, различная экспресс-информация, выполняются разовые и постоянно действующие запросы индивидуальных и коллективных абонентов. Библиотека ведет методическую и консультативную работу среди библиотек отрасли. На ее базе регулярно проводятся совещания и семинары специалистов библиотек учебных заведений физической культуры. В 1996 году библиотеке присвоен статус Центральной Отраслевой Библиотеки по физической культуре и спорту Российской федерации. Максим Михайлович скажите, чего Вам не хватает в вашей работе? - Не хватает велосипедных спортивных сооружений на территории РГУФКСиТ. Как Вы знаете, закончилась эра черкизовского рынка. Территории освобождаются. В связи с этим появилась возможность построить на территории РГУФКСиТ 250-ти метровый велотрек, крытую трассу для ВМХ-спорта и велопарк для любителей велотриала и велофристайла. Сейчас мы вместе с Александром Николаевичем работаем над этим проектом. Максим Михайлович и последний вопрос, что для Вас означает понятие «изобретать велосипед»? - Посмею осторожно высказать мысль, что набившая оскомину древняя иллюзия «изобретать велосипед» - в ее традиционном, нарицательном смысле – теперь уже вовсе несостоятельна. Почему? Да потому что велосипед еще только изобретают, и конца этому процессу не видно. Велосипед являет миру все новые свои конструкции, а вместе с ними – новые свойства и главное – новые дисциплины велосипедного спорта, причем настолько новые, что их включают в дебютную программу Олимпийских игр. Приглашаем всех любителей велосипедного спорта для обучения в РГУФКСиТ на кафедру теории и методики велосипедного спорта получить бесценный багаж знаний, который в последствии превратится в спортивное золото России! Мы ждем Вас по адресу: 105122, г. Москва, Сиреневый бульвар д.4. Проезд: Метро "Преображенская площадь", далее троллейбус № 32, № 41; автобус № 52, № 34 - до остановки «Швейное объеденение Сокол», № 230 - до остановки "Институт физической культуры". Тел. +7 (495) 961-31-11.



Sportedu: vKontakte Sportedu: Facebook Follow sportedu_ru: Twitter Sportedu: YouTube


Rambler's Top100